Это пожалуй, самый увлекательный вид в семействе игр с карандашом и бумагой! Во всяком случае, настоящие мужчины не могут прожить без воин. Территориальный вопрос, конечно, волновал человечество давно, такие знаменитые представители этого вида, как игра Го имеет возраст около 5 тысяч лет!
Эту
игру чудненькую игру мы придумали в школе
на задней парте с моим соседом Алешей
Поповым. Для игры необходимо клеточное поле
8*8 и два карандаша разного цвета (или ручка и
карандаш).
Правила. Один играет за "крокодилов" (К),
другой за "укротителей" (У), игровое
поле это "клетка" в которой
противоборствующие стороны пытаются друг
друга запереть. Начинает К и ставит точку в
любой узел поля (можно и на край-стенку),
второй игрок рисует своего У то же в любом
узле. Во время второго хода на поле
появляется еще один К и У. На третьем ходе
появляется третий К, а У начинает движение.
Смотри на рисунок с примером партии. Линии
движения проходят через узлы игрового поля,
пересекаться или касаться друг друга линии
не могут. Можно касаться стенок клетки, но
нельзя вдоль них передвигаться. За ход У
может и обязан сделать движение длиной в
четыре клетки, можно сделать перемещение
одним У и другим сразу, но в всего на сумму в
4 отрезка. К двигаются так же, но могут и
должны сделать только три перемещения за
ход. Игрок, который не сможет выполнить ход
до конца проиграл.
Игра очень увлекательна: потому что длится
всего несколько ходов, но выигрышную
стратегию обнаружить не удалось.
Возможности у "крокодилов" и "укротителей"
разные, а выяснить чьи шансы
предпочтительнее не удалось. Пример партии
на рисунка ниже поможет Вам познакомиться с
этой игрой.
Первый ход. Появился первый "крокодил" белый кружок и "укротитель" черный кружок на краю "клетки".
Второй и третий ход. Все участники поединка появились на поле. "Укротители" начали движение и сразу же окружили одного "крокодила", он больше не сможет двигаться. Как ни странно, обычно, подобный энергичный ход не приносит в дальнейшем успеха.
Четвертый ход. "Крокодилы"
начали себе отгораживать правую сторону
поля, а "укротители" начали
двигаться одновременно каждый на две
клетки.
Пятый ход. "Крокодилы" фактически
отгородили правую сторону поля.
Укротителям удается отгородить остальные
стороны клетки. Но ...
Шестой ход. Но ... "крокодилы" более выносливы, им надо совершать меньше движений за ход и поэтому возможно им хватит их территории. Теперь каждый старается двигаться как можно компактнее.
И последний (12ый) ход. Сейчас очередь двигаться "укротителей", они еще могут совершить два движения в центре поля, в отличие от "крокодилов", но два движения это не "ход" ("укротителям" необходимо делать 4 движения), поэтому они проиграли эту схватку.
Го - игра с очень
древней и интересной историей. Го имеет
простые правила, но в интеллектуальном
плане сравнима, если не превосходит шахматы.
Коротко о правилах и особенностях.
Игровое поле 19*19, но для начинающих
настоятельно рекомендуется поле 13*13. Фишки (точки
двух цветов, в го они называются камнями)
ставятся не в середину клеток, а в узды -
пересечения линий доски. За ход
выставляется одна фишка. Окруженные фишки
противника снимаются с доски. Очки дают за
снятые фишки противника, но в основном
за захваченную территорию. По
сравнению с известной игрой "Точки"
понятие "окруженной" территории в Го
весьма не просто. Группа фишек противника (или
одна фишка) считается окруженной если у нее
нет рядом свободных узлов для хода, или если
очевидно !?!, что при дальнейшей атаке это
группа будет "окружена". То же самое,
относится и к территории. Если атака
противника на этот участок бесперспективна,
то территория считается окруженной, даже
если окружающие камни не образуют
замкнутую цепь. Возможны такие построения
фишек, которые невозможно окружить никак!
Об этой увлекательнейшей игре написано
сотни книжек и на этой страничке я не в
состоянии рассказать о ней достаточно. Вот
пара ссылок и книжек о Го:
Игра Го для начинающих http://go.hobby.ru;
http://www.kulichki.com/path/go ;
Гик Е.Я, Носовский А.М., Попов А.П. - Го. Рендзю.
-М.: Советский спорт, 1991;
Калейдоскоп Игр/ Сост. Белов В.Н. - Л.:Лениздат,
1990.
А это GO.zip, замечательная
программка для игры и обучения с
компьютером, правда под DOS.
Далее мы рассмотрим упрощенные варианты игры Го, в которые
можно играть на листке в клетку.
Это очень упрощенный вариант Го, зато
весьма популярна среди старшеклассников и
студентов. Необходимо иметь листочек в
клеточку и ручки двух цветов (или ручку и
карандаш).
Играющие по очереди ставят точки в
пересечениях линий на листочке в клеточку,
каждый своим цветом.
Задача играющих - захватить как можно
большую область. Область считается
захваченной, если она окружена точками
одного цвета. Окружение должно быть
построено так, чтобы его нельзя было "прорвать",
то есть расстояние между точками не должно
составлять более одной клетки - по прямой
или по диагонали.
Вокруг захваченной области рисуется
укрепление. Укрепление - это замкнутая
линия от точки к точки, окружающая
пространство с точками противника или его
укреплениями. Захватывать области без
совсем без объектов противника не
разрешается. Ставить точки в уже
захваченную область бессмысленно и можно
сказать иначе не разрешается.
Игрок, захвативший область, ходит еще раз. В
некоторых вариантах игры это правило
отсутствует.
По поводу возможности окружать точки и
пространства, находящиеся на краю листа,
существуют разногласия. В игре Го крайние
фишки окружать можно, в точках же такое
положение ведет к сложностям, поэтому лучше
запретить использовать для окружения край
листа. Выигрывает тот, кто захвалил большую
территорию. Игра заканчивается, когда весь
лист занят или победа одного из игроков
очевидна.
В книжке "В лабиринтах игр и головоломок" Сост. В.Н. Белов рассказывается об игре Хей-Го, которую придумал петербуржец В.А. Трубицин. Хей-Го задумана как вариант игры Го на листке в клетку. Поле размером 24*24. Ход обозначается вертикальной или горизонтальной чертой длиной в клетку, то есть за ход ставится два камня рядом сразу. Допускаются одиночные точечные ходы. За право первого хода игрок платит 8 очков сопернику. Все остальные правила как в настоящем Го.
"Война вирусов". Игра для двоих, на поле 10*10, "вирусы" обозначает крестиками (у каждого игрока свой цвет). За ход выставляется три "вируса". Начинают свое размножение вирусы из противоположных угловых клеток поля. Выставить "вирус" можно только рядом с другим своим "живым вирусом". Если рядом оказывается "вирус" противника то его можно съесть, закрасив клетку в свой цвет. Вторично эту клетку "пересъесть" противник уже не может. Такие образования называются "крепостями". Если "крепость" прикасается хоть к одному живому вирусу своего цвета, то от нее можно дальше в любом месте создавать новые "вирусы" или есть противника. Целью игры является полное уничтожение живых сил противника. Если обоим сторонам удается спрятать своих живых вирусов за крепостью из съеденных вирусов противника игра заканчивается ничьей.
"Клопы". Вариация "воины вирусов". Играть может от 2 до 6 игроков, но оптимально 4 игрока. Играют на тетрадном листе, каждый игрок должен иметь свой цвет. Игра начинается с рисования "главного клопа" - крестик обведенный рамкой и "штаба" окружение "главного клопа" из 8 крестиков в углах листа. Далее за ход можно делать 5 "ходиков", а не 3 как в "войне вирусов". Игра ведется на уничтожение "главных клопов". Но самое интересное в этом варианте игры то, что игроки, который играет по умолчанию каждый за себя имеют право заключать союзы и нарушать и по мере изменения обстановки или личных предпочтений. Часто хорошая "политическая" интрига в этом варианте, приносит больше дивидендов, чем комбинационный класс игры. Возможное дополнение: игрок построивший квадрат из 8 клопов, может поставить в центр нового "главного клопа", а старый при этом закрашивается в цвет игрока. Такая революция, позволяет спасти свою армию от разгрома, в случае если противник близко подобрался к старому "главному".
"Война".
Очень сложная вариация "воины вирусов".
Играть может от 2 до 6
игроков, но оптимально 4 игрока. Играют на
тетрадном листе, каждый игрок должен иметь
свой цвет. Игра начинается от "генералов",
которые обозначаются буквой Г и
располагаются в углах листа. За каждый ход,
игрок может выставить:
4 пехотинцев (обозначаются буквами П);
2 коня которые ставятся буквой как в
шахматах (и обозначаются буквой К);
2 танка, которые ходят через одну клетку (можно
и по диагонали) (обозначаются буквами Т);
1 самолет, который ходит через 4 клетки по
горизонтали, вертикали или диагонали (обозначаются
буквами С).
Во время любого хода можно отказаться от
одного вида войск и сделать лишний один
лишний ходик другим видом. Например, можно
пойти сразу еще 3 раза самолетом за один ход,
отказавшись соответственно от всех
пехотинцев, от всех коней и всех танков.
В отличие, от "войны вирусов", новых
бойцов можно выставлять, только рядом с
живыми бойцами (или рядом с "живой"
крепостью) соответствующего вида при
условии, что они имеют живую связь с
генералом! То есть войска без управления не
воюют. Связь может быть осуществлена через
другой вид войск. Играют конечно на
уничтожение генералов.
Cсылки: Игры на листе бумаги (10)